Санкт-Петербург
+7 (812) 425-3555
Москва
+7 (812) 425-3555

"Каких-либо «формул расчета» не существует", - портал "Водитель Петербурга" публикует комментарий Нины Боер о судебной практике назначения наказания лицам, виновным в ДТП

19.03.2015 Большинству виновных в ДТП даже с тяжелыми последствиями удается отделаться условным наказанием. Между тем юристы убеждены, что действующее законодательство стимулирует подсудимых и потерпевших договариваться – выплатив соразмерное возмещение, водитель получает своего рода «амнистию».

По данным судебной статистики, именно примирением заканчивается около 45 процентов всех поступивших в петербургские суды уголовных дел по нарушениям правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Еще треть представших перед служителями Фемиды соглашается с предъявленным обвинением в расчете на снисхождение.

Последний инцидент – экс-судья арбитражного суда Серова, на Range Rover сбившая мотоциклистку. Она полностью признала свою вину, раскаялась, согласилась выплатить семье погибшей 3 млн рублей. Но суд не проявил гуманность к «коллеге по цеху», отправив ее на два года в колонию-поселение.

Хотя этот приговор – практически исключение из общей практики. Признание вины помогло бывшему полицейскому, устроившему ДТП с тремя машинами, отделаться условным сроком. Такое же наказание получил и Павел Завьялов, по вине которого погибла мать двух девочек. Мягкую меру суд применил, невзирая на нетрезвое состояние водителя в момент ДТП. Полное возмещение вреда помогло Алексею Белюку: его Bentley на встречной полосе врезался в Volkswagen, водитель и пассажир которого погибли. Вопреки требованиям прокурора о жесткой мере, служители Фемиды приговорили небедного автовладельца к условному сроку лишения свободы. Как и во всех инцидентах, он составил три года.

Осужденный гуляет, срок идет

Уголовная ответственность для виновника ДТП наступает, когда в результате аварии как минимум один человек получил тяжкий вред здоровью или погиб. Если водитель при этом был трезвым, то его деяния расцениваются как преступления средней или даже небольшой тяжести. Автокатастрофа с двумя погибшими и более, либо совершенная пьяным, квалифицируется уже как тяжкое преступление.

Вопрос условного или реального наказания, по мнению юристов, решается индивидуально. «Каких-либо «формул расчета» не существует, – говорит Нина Боер, управляющий партнер адвокатского бюро «Юсланд». – Суд принимает во внимание примирение с потерпевшим, компенсацию расходов обвиняемым, его личность и обстоятельства ДТП. В Санкт-Петербурге судьи склонны выносить условные приговоры, а в Ленинградской области – назначать виновникам дорожных аварий реальные сроки лишения свободы».

Руководитель уголовно-правовой практики юридической компании Pen&Paper Алексей Добрынин отмечает, что условное осуждение также является весьма ощутимой мерой воздействия. «Осужденный получает «волчий билет» на работу, причем чаще всего пожизненный – серьезные компании не станут трудоустраивать соискателя с судимостью, пусть и погашенной. В результате бывший топ-менеджер серьезно рискует остаться «на улице», – говорит юрист.

Кроме того, он напоминает, что нарушение Правил дорожного движения относится к преступлениям по неосторожности. «Водитель, совершая наезд на человека, делает это неумышленно, хотя он должен был и мог предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий. За такое деяние уголовным законодательством установлена достаточно мягкая ответственность. С жизненной точки зрения, это настораживает», – убежден Алексей Добрынин.

Торг уместен, господа!

Независимо от причин и последствий, подсудимый может согласиться на так называемый «особый», или упрощенный порядок рассмотрения уголовного дела. Признавая совершенное деяние и свою вину, водитель получает не более двух третей от установленной законом максимальной меры. То есть трезвый виновник гибели одного человека – до двух лет и 9 месяцев лишения свободы.

По мнению всех опрошенных юристов, потерпевшие чаще всего преследуют цель не посадить виновника, а возместить причиненный его преступными действиями вред. Поэтому в самом начале судебного процесса у семьи погибшего или пострадавшего в аварии есть шанс «выторговать» соразмерную компенсацию. «Если виновный не возместил вред, в содеянном не раскаялся, то соглашаться потерпевшим на рассмотрение дела в особом порядке не следует, так как у обвиняемого появляется шанс быстрого рассмотрения дела с возможностью получения максимально низкого наказания», – говорит Алексей Добрынин.

Схожую точку зрения разделяет и Борис Грузд, адвокат консультации «Защита по уголовным делам»: «Полагаю, что потерпевшим стоит занять твердую позицию относительно размера компенсации, и без ее выплаты не соглашаться на особый порядок. Не признавая такие материальные требования, подсудимый должен понимать, что суд, скорее всего, по вопросу о виде и сроке (размере) наказания будет склонен ориентироваться на позицию потерпевшего», – убежден адвокат.

Однако в большинстве случаев водители, по вине которых погиб или пострадал один человек, могут вообще избежать даже условного наказания. Для этого достаточно примириться с потерпевшими, выплатив оговоренную сумму. Примирение сторон влечет прекращение уголовного дела. «Черная метка» при этом останется (поскольку дело прекращается по так называемым нереабилитирующим обстоятельствам), но не такая страшная, как при осуждении даже к условному лишению свободы.

Никаких даже ориентировочных сумм не существует – все зависит от умения адвокатов договариваться, материального положения и «жадности» подсудимого и «спроса» потерпевшей стороны. Ирине Серовой не удалось откупиться тремя миллионами, тогда как 44-летняя Юлия Малюева, на таком же «ровере» насмерть сбившая на переходе пожилую петербурженку и сделавшая инвалидом ее внучку, с «легкой руки» прислала в качестве компенсации сто тысяч.

Калькулятор Фемиды

При отсутствии соглашения размер возмещения будет определяться судом. В этом случае больше рискуют уже потерпевшие, так как формула расчета или минимум законом не определен. «Вероятно, что сумма окажется ниже, чем желал бы потерпевший. Никто не может гарантировать и исполнение такого решения – фактическую выплату денег (ответчик-осужденный может оказаться финансово несостоятельным и так далее). Также стоит помнить, что служители Фемиды оценивают чужую жизнь не очень дорого, порой даже по делам о защите чести и достоинства взыскиваются куда большие суммы», – предупреждает Борис Грузд.

Еще сложнее доказать причиненный материальный ущерб: «Все расходы потерпевшего должны быть очень строго документально подтверждены. Нужно обязательно собирать чеки, рецепты, счета и заключения. Если приобретается лекарство, то на него необходимо иметь рецепт лечащего врача, чтобы подтвердить, что оно на самом деле было необходимо, а в товарном чеке должно быть указано наименование. К сожалению, часто судьи занимают строго формальную позицию по обоснованности расходов и в вопросе взыскания расходов чаще всего встают не на сторону потерпевших», – говорит Нина Боер.

Справка:
По данным Росстата, в 2014 году на дорогах Санкт-Петербурга погибло 412, в Ленинградской области – 704 человека.

Антон Одынец